Об исповеди и причащении детей. Детская исповедь: советы для родителей

В рамках цикла статей, посвященного теме подготовки детей к причастию, публикуется вторая часть статьи постоянного автора нашего портала Анны Гальпериной. В данном материале затрагивается вопрос о приготовлении к Таинству Евхаристии детей в возрасте от семи до одиннадцати лет.

Вопрос о подготовке детей к причастию неразрывно связан с общими вопросами: воспитания детей, уклада жизни в семье, традиций и привычек, отношения родителей к детям и друг другу, ну и, конечно, к церковной жизни в целом. Мы поговорили о детях маленьких, до семи лет. В этой статье речь пойдет о детях постарше – от семи до десяти-одиннадцати, или, иными словами, – о младших школьниках.

От 7 до 11, или начальная школа жизни

Семилетний возраст – своеобразный порог для ребенка: это признает и общество, которое в этом возрасте отправляет ребенка в школу, и Церковь, которая с этого момента считает необходимым Таинство Исповеди. Таким образом, вопрос о подготовке к причастию усложняется – в него добавляется вопрос о подготовке ребенка к исповеди.

Основные характерные линии развития ребенка в этом возрасте так или иначе связаны с его социализацией. Даже если ребенок ходил в детский сад, школа все равно является для него новой ступенькой – ведь в школе ребенок сталкивается уже с "оценочным" отношением к себе, со стороны учителя, со стороны одноклассников. Это время, когда он учится и сам смотреть на себя со стороны, и ставить перед собой вопросы: а как ко мне относятся другие, каким они видят меня, – и отвечать на них. И ответы эти оказываются далеко не всегда такими, какие хочется услышать ребенку или его родителям.

В связи с этим исповедь в жизни ребенка в общем-то появляется своевременно и, безусловно, может стать полезной для взросления и становления ребенка. Правда, если при этом соблюдается несколько условий.

Первое из них – различение добра и зла, плохого и хорошего. На самом деле к семи годам ребенок уже может и должен точно и четко различать, где плохо, а где хорошо. И это происходит не потому, что в день рождения ему эти знания открылись, а потому, что обычно в любой нормальной семье понятия добра и зла прививаются детям с самого малого возраста, с младенчества:"нехорошо драться", "плохо ябедничать", "молодец, помог маме" и т.д. К семи годам у ребенка нравственная база чаще всего сформирована, и главное в этот момент – не повторение уже пройденных основ, а освоение нового навыка: умения оценить себя в заданной с детства родителями системе координат, ответить на вопросы"где я?", "с кем я?", "как я поступил?", "так было хорошо или плохо?". Ребенок должен не просто научиться вербализовать свои переживания и представления о добре и зле, а найти в себе мужество увидеть себя честно,оценить себя самостоятельно, без наводящих вопросов и уж тем более – без категоричных готовых ответов родителей. Именно в этом возрасте он этому учится.

Конечно, совершенно справедливо заметил о. Максим Козлов, что в этом возрасте, наверное, еще нельзя говорить о покаянии , но то, что дети уже испытывают жгучее чувство стыда – это несомненно; то, что они переживают свои проступки – тоже. Да, это не покаяние в монашеском смысле, но здесь скорее сказываются особенности детской психики – острое переживание в момент "чрезвычайного происшествия" не может держаться долго, дети быстро выравниваются и к моменту исповеди в храме они приходят уже с пережитым, перегоревшим чувством, и специально "экзальтировать" их, заставляя переживать сделанное для них "давно", не только не нужно, но и вредно. Потому что подобное выжимание эмоций приведет скорее к развитию театральных способностей, притворства и подыгрывания взрослым. Также не менее вредно заставлять ребенка жить с постоянным чувством вины и стыда, возвращать его к собственным проступкам и прегрешениям; как бы некоторым благочестивым взрослым не казалось благодатным "закреплять" в ребенке покаянное чувство – это глубоко ошибочно (тем более что это и не покаяние, а способ психологического подавления и манипуляции: "Вот ты какой плохой, помни об этом") и вместо настоящего покаяния приводит к развитию не только комплекса неполноценности, но и к хроническому самокопанию и самопоеданию, которые ничего общего с покаянием не имеют.

"Разбор полетов", оценка острых, спорных ситуаций – подобные "духовные упражнения" совершаются чуть ли не ежедневно, а не раз в неделю по воскресеньям, это постоянное течение жизни и воспитательного процесса, и, конечно же, ребенок в этом возрасте еще достаточно сиюминутно воспринимает свои проступки. Чаще всего они и не настолько значительны, чтобы уделять им внимание и время, больше необходимого в каждом конкретном случае. И здесь возникает вторая проблема: а что именно ребенок должен "запоминать", чтобы потом донести до исповеди? Должны ли родители на чем-то акцентировать внимание ребенка, и если да – то каким образом?

Может быть, я скажу глупость, но мне никогда не хотелось обсуждать с детьми, что им нужно говорить на исповеди. Для меня исповедь – сокровенная территория, куда нет доступа третьим лицам. И взрослые должны не только воспитывать своего ребенка (да-да, в православной вере), но и – и это главное – любить и уважать. Не только никаких заранее подготовленных мамой "списков", но и мимолетных фраз вроде "не забудь сказать об этом священнику".

И уж конечно, совершенно недопустимо использование готовых списков грехов, которые предлагаются некоторыми православными сайтами . Например, такой: "Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, можно дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим утреннее молитвенное правило?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не мучил ли животных?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не занимался ли рукоблудием?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?"

Чтение подобного списка у меня вызывает только вопросы: был ли его автор ребенком сам? Уверен ли он, что ребенок с семи лет знает, что такое рукоблудие и почему нюхают клей? А сам автор молится непрестанно, видимо? Не отвлекаясь ни на что… Разве что на написание списка вопросов к исповеди, который вызывает в памяти известный церковный анекдот: "А не приходилось ли тебе ножом деньги выковыривать из церковной копилки? – Нет, но идея хорошая".

Ребенок вправе сам – в соответствии со своим уровнем психического и духовного развития – определить, что его тревожит, что он будет исповедовать. И даже когда ребенок напрямую спрашивает, а говорить ли ему о том или об этом на исповеди, лучше оставить за ним право выбора: "А ты как думаешь?" или "Скажи то, что тяготит, за что тебе стыдно", но не более того. Только так ребенок будет расти по-настоящему.

Третий вопрос – о частоте исповеди – прекрасно рассмотрен в той же статье о. Максима "Детская исповедь: не навреди!": "Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, - это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации… Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно, а положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически без всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому, благословлять их на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться детям нужно как можно более редко… Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз – в восемь, третий раз – в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой". Единственное, что, может быть, хотелось бы уточнить: наверное, нет смысла привязывать исповедь к дням рождения или каким-то "периодическим" датам – может быть, стоит просто разрешить ребенку самому определять, когда он хочет исповедоваться. Хотя пока у нас это в большинстве приходов невозможно – и даже семилетнего ребенка могут не допустить к причастию без обязательной исповеди.

Опять же, если говорить о том, что ребенок теряет остроту чувства исповеди, повторяя одни и те же грехи каждый раз, а потому нужно исповедь минимизировать, нужно понимать, что, как и любое явление, подобное "эмоциональное затирание" имеет две стороны: с одной стороны, мы видим равнодушие, привыкание, механистичность, с другой же – если чувства ребенка и искренни и живы, то его самого подобная ситуация тяготит и подвигает к какому-то более осмысленному отношению к своим поступкам. И здесь, наверное, важно, чтобы ребенок не оказывался в общей атмосфере равнодушного "грехоразрешения", когда ни родителям, ни священнику по большому счету нет дела до него.

Внутренняя родительская деликатность, "невмешательство" во внутренний мир ребенка не означает при этом равнодушия и холодности, наоборот, подразумевает не навязывание себя и своего мнения, а внимательное вслушивание в ребенка, наблюдение за тем, чем он живет и дышит. При соблюдении этих условий чаще всего ребенок будет открыт перед родителями, будет сам делиться своими сомнениями, спрашивать совета. И в этом случае, конечно, помощь родителей необходима. В общем-то это общеизвестные и банальные истины, которые можно выразить одной фразой: дорогие родители, голова и сердце должны работать одновременно и всегда, а не попеременно и с перерывами на сон и обед.

Кроме вопросов исповеди, подготовка к причастию включает в себя еще и пост, и молитвенное правило. Естественно, меру поста для ребенка определяют родители, исходя из мнения о духовной и физической крепости собственного чада, из наличия свободного времени и денег, а также – и это, пожалуй, во многом определяющее – из собственных представлений о посте. Чаще всего, говоря о посте, в первую очередь говорят о еде. Во многих статьях в последнее время высказывается справедливое мнение о том, что при соблюдении всех положенных постов, обязательный трехдневный пост перед причастием становится, мягко говоря, непосильным бременем. Особенно справедливо это в отношении детей.

Православно-кулинарный культ, торжествующий последние двадцать неофитских лет в нашей стране, очень удобен – в общем-то он сводит пост к простым, понятным и наглядным вещам; легко можно определить, кто и как поститься, насколько строго и т.д. И это состояние настолько соблазнительно, что чаще всего разрешением вопросов меню пост исчерпывается. Однако правильнее было бы исходить из того, что пост – это в первую очередь аскеза, самоограничение. И, соответственно, выстраивать детский пост исходя из этого – действительно, для детей гораздо тяжелее не смотреть целый день телевизор и не играть в компьютер, чем не есть мясо или рыбу. А еще труднее – не ссориться, не ругаться друг другом, не вредничать и не капризничать. И настоящим подвигом для ребенка будет не питание макаронами (на самом деле это мамин подвиг – приготовить, а потом еще и накормить ребенка постным), а день без ссор и капризов с братьями и сестрами, помощь родителям и т.д.

Что же касается молитвенного правила, то здесь желательно понимать, что ребенок в этом возрасте, во-первых, быстро устает, во-вторых, способен более-менее долго концентрироваться только на том, что ему действительно интересно. А повторять непонятные слова, да еще и долго –не всегда интересно даже взрослому. Но из-за того, что привязанность детей к родителям в этом возрасте по-прежнему на первом месте, чтобы не огорчать маму или папу, ребенок может стоять рядом, притворяться, что молится, но скорее всего думать он будет о чем-то своем. И поэтому, наверное, логичнее было бы ограничить молитвенное правило для таких детей максимум пятью минутами, при этом ребенок вполне уже может читать какие-то понятные ему молитвы, пусть это будет "Господи, помилуй" и "Отче наш". Можно превратить в интересное занятие чтение на церковно-славянском, с разбором букв, с их рисованием, с рассказами о том, каким был алфавит раньше и т.д. В общем от родителей зависит, будет ребенок так или иначе вовлечен в молитву или же будет только ее изображать.

В многодетных семьях с разновозрастными детьми совместное чтение молитвы – по очереди, каждый по какому-то посильному ему кусочку – по-настоящему привносит дух единства и слаженности в семью: "где двое или трое собраны во имя Мое…". Думаю, нет необходимости говорить о том, что молитва несовместима ни со строгостью "из под палки", ни со сладкими причитаниями. Искренность – не только в словах, но и в эмоциях, в чувствах – может дать ребенку ощущение реальности, правдивости молитвы. И, конечно, молитва, как и пост, не должна быть самоцелью. Пусть лучше это будет живой и короткий разговор с Богом, своими словами: "Да, прости меня, устал и не могу сейчас читать молитвы, но я помню Тебя, я стремлюсь к Тебе, ищу Тебя", – чем монотонное и унылое, но доскональное вычитывание.

Все-таки в семье учитываются интересы и возможности всех – от самого маленького до самого большого, только тогда это настоящая семья. Когда же чье-то мнение или состояние оказывается "неважным", потому что этот кто-то мал или слаб, или "еще не дорос", и потому его изо всех сил тянут к заоблачным высотам и ангельскому образу, потому что родители хотят быть "правильными", чувствовать, что воспитывают ребенка "в вере", то скорее всего когда маленький подрастет и наберется сил, он также не будет учитывать мнение родителей – ведь они сами научили его тому, чтобы не слышать другого.

Поэтому если ваш ребенок говорит, что устал и не хочет в храм, услышьте его, не тяните, дайте отоспаться, не обличайте его, не обвиняйте, не корите. Если не хочет читать молитвы – отступите, не сердитесь, поймите его. Попробуйте относиться к нему; как к человеку, к живому и в общем-то не принадлежащему вам безраздельно. Разрешите вашему ребенку ошибаться – он не должен быть идеальным, это ненормально.

Подводя итог, можно сказать, что главное в этом возрасте – быть внимательным к своему ребенку, причем не только на уровне "что поел и какую оценку получил", а интересоваться, чем живет, о чем думает, что его беспокоит. Именно в этом возрасте отношения ребенка и родителей постепенно вырастают из младенческого "большой – маленький" и превращаются в то, что можно назвать дружбой. Конечно, в этой дружбе сохраняются отношения "старший – младший", но они не довлеют, а придают тепло, доверительность и постоянство. Не только родители "вслушиваются" в ребенка, но и он – в них, он копирует, перенимает и пытается понять и осознать. Поэтому важно не просто его выдрессировать, приучить к определенному порядку действий или ритуалу, но объяснить, пережить что-то важное с ним вместе. В общем-то если в семье выстроены правильные – человеческие, настоящие – отношения между взрослыми и детьми, то и подготовка к причастию не станет проблемой: помните про голову, сердце и про то, каким вы сами были в этом возрасте.

О том, как взрослому человеку подготовиться к прича­стию, написано уже довольно много, остаётся только сле­довать правилам. А вот с детьми, как ни странно, ситуа­ция немного сложнее.

Так уж сложилось, что в нашем храме много детей, причём совершенно разных возрастов. Многие из них уже постоянные прихожане, которые бывают на богослужении несколько раз в месяц и регулярно причащаются. Но даже у роди­телей этих детей время от времени возникают вопросы о том, как же правильно подготовить своё чадо к причастию. Дело в том, что ответ на этот вопрос зависит от множества факторов, и в первую очередь от возраста и психологического настроя ребёнка. Здесь нет готового реше­ния, как в случае со взрослыми людьми. Мы не можем с раннего детства приучать ребёнка к строгому трёхдневному посту или вычитыванию молитвенного прави­ла. Но тогда в чём должна заключаться подготовка и малышей, и более старших ребят к причастию и как она должна ме­няться с возрастом? Всё решается ин­дивидуально родителями совместно со священником и будет зависеть от конкретной семьи и ребёнка. Тем не менее, существуют примерные правила подго­товки детей к причастию.

Основные особенности здесь таковы: до 7 лет ребёнок считается младенцем и может причащаться без исповеди и ев­харистического поста (то есть, не обяза­тельно натощак), а после 7 лет он должен перед причастием не есть и не пить, а также обязательно исповедоваться. Дети до года вообще никак не готовятся к при­частию. Маленьких детей можно кормить, приносить спящими или, наоборот, бу­дить, приходить с ними на службу непо­средственно перед причастием или рань­ше - всё исключительно на усмотрение родителей, которые лучше других знают своего ребёнка.

- Все видели в храме детей, которые перед причастием начинают плакать, порой даже навзрыд. А растерянные роди­тели считают, что в их ребёнка вселил­ся бес. Только дело тут обычно в более приземлённых вещах, - поясняет свя­щенник Кирилл Власов, клирик Крестовоздвиженского храма в Дашково-Песочне. - Просто эти дети бывают на служ­бе очень редко, причащаются нерегулярно. Естественно незнакомая обстановка­ и «страшный бородатый дядька» вызывают у ребенка стресс и страшная проблема решается лишь одним способом: постоянными посещениями богослужения. Если с рождения малыш каждое воскресенье бывает в храме, то поверьте, он ни за что не заплачет и не испугается: все здесь для него будет привычным.

Примерно с полутора лет ребёнку мож­но уже понемногу объяснять, зачем вы приходите в храм и что там происходит. Вы по-прежнему можете приходить не к началу богослужения, но всё же хорошо, если ваш ребёнок присутствует хотя бы на какой-то части литургии. Он как губка впитывает всё происходящее, и спу­стя какое-то время польза от этого обя­зательно проявится. Лет с трёх-четырёх примерно детки уже могут не есть пе­ред причастием, однако тут опять сле­дует ориентироваться на индивидуаль­ные особенности ребёнка и его состоя­ние здоровья.

- До семи лет дети могут, есть и пить перед причастием - это не грех! - по­ясняет отец Кирилл. - Но, поверьте, в семь лет начинать соблюдать евхаристи­ческий пост будет труднее, лучше при­учать к этому заранее и постепенно. То же самое и с исповедью: если до семи лет ребёнок ни разу не исповедовался, то неожиданная необходимость испове­ди может стать для него стрессом. По­нятно, что и в этом случае лучше зара­нее приучать ребёнка каяться. Многие дети готовы к этому уже с шести лет, а кто-то и раньше.

С 7 лет младенец становится отроком и должен уже соблюдать определённые правила, хотя до 14 лет для него ещё су­ществуют некоторые послабления. Ра­стущему организму соблюдать трёхднев­ный пост в пище, как это делают взрос­лые, тяжело, поэтому тут необходимо поговорить со священником и вместе ре­шить, как пройдёт подготовка ребёнка к причастию. А вот отказаться от развле­чений подросток вполне может, хотя и этот процесс должен происходить посте­пенно.

- Мы же сами не любим резко менять привычный образ жизни, так что этого нельзя требовать и от детей, - говорит священник Кирилл Власов. - Постепен­ность и регулярность в приучении ребён­ка к церковной жизни - вот два основ­ных фактора, которые оградят вас от не­ожиданных сюрпризов, когда вы с чада­ми придёте на богослужение в храм.

Для каждого ребёнка именно семья в первую очередь даёт тот образец пове­дения, которому он в своей жизни будет следовать. И только видя, как их родите­ли и близкие люди готовятся к посеще­нию храма, дети усвоят этот урок и сами научатся исполнять все правила. Так что не ленитесь сами и показывайте пример собственным поведением.

Светлана Исаева

Сегодня родители, приводящие своих детей в храм, в большинстве своем не имеет опыта исповеди в своем детстве. Желая помочь детям обрести веру в Бога, взрослые не знают каким образом это сделать. Процесс воцерковления детей часто превращается в формальность: сегодня у нас музыкальный кружок, завтра танцы, а в воскресенье мы идем причащаться. Какие проблемы бывают наиболее часто и чего особенно надо избегать? Что наиболее важно в начале этого пути? Мы беседуем с протоиереем Алексием Уминским.

– Отец Алексий, как правильно подготовить ребенка к исповеди?

Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Поэтому надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к исповеди. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.

Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок пока не исповедуется, должна вестись родителями постоянно, это – беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как ребенок должен уметь просить прощение в каких-то случаях. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, – все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.

Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. Сначала родители должны объяснить весь смысл этого поступка, призвать его к совести и призвать ребенка попросить прощения у того, кому он нанес какой-то ущерб, если, например, он поссорился с родителями, ближними, не послушался их. А потом, конечно, встать перед иконой и попросить прощения у Бога.

После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.

Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: « Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», – это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя. У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он все время думал, что, чтобы он ни делал, он все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога.

А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.

Все эти важные вещи должны быть с детства хоть немножечко заложены родителями, а потом, если священник внимательный, он найдет возможность побеседовать с ребенком и обратить его сугубое внимание на какие-то простые вещи. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. А священник должен тепло и любовно ребенка принимать и говорить – как помолиться, у кого надо просить прощения, на что надо обратить внимание. Это тот путь, с которым ребенок растет и учится воспринимать эти вещи.

Детская исповедь не должна быть подробной, такой как у взрослого человека, хотя подробность исповеди взрослого тоже стоит под большим – большим вопросом, ведь в такой исчерпывающей подробности часто кроется какое-то недоверие к Богу. А то Бог не знает, а то Бог не видит!

Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.

И ребенок не должен исповедоваться перед каждым причастием.

А кем это должно решаться? Священником? Чтобы не было неожиданностью, когда дети подходят к причастию, и им отказывают…

Это проблема семей, которые приходят в храм, где их не знают.

У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку – 6, 7 или ему 15 лет. Пропуск не получил – к причастию не допускаю. На это в нашей церковной ситуации можно нарваться, увы, довольно часто. Тут ничего невозможно сделать.

Поэтому разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, пошел к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Надо искать такой храм, где есть хороший приход, где есть внимательный священник. Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно.

Вот конкретный пример. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов. И дети каждый раз начинают, можно сказать, выдумывать грехов побольше. Когда мама начинает советовать, что, возможно, необходимо поговорить подробнее о грехах, они отвечают: «Мама, ты не понимаешь! Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию».

И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией. Все имитируется, настоящего ничего нет.

И поэтому мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой таким жестким образом, как у нас в России. Я понимаю, конечно, все проблемы огромной страны, огромной церкви, невоцерковленного населения, для которого подробная исповедь является еще и каким-то врастанием в тело церкви, пониманием важных вещей, исповедь просто необходима на первом этапе. Но там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, то какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть – во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни, например, мшелоимство… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться.

И ребенку так можно сказать?

И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение. И попробовать это не забыть на исповеди.

Возраст начала исповедования – 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители?

Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка. Есть такие дети, которые замыкаются на исповеди. Значит, не нужно им пока этого делать. Маленькие еще, не созрели.

Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший!

Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? Если ты сделал вот это, это, разве ты хороший?» Конечно, нельзя его всячески добивать, какой он плохой, но надо сказать: «Ты не всегда хороший, каждый человек не может быть только хорошим. Конечно, хороший, но не всегда».

Вы прочитали статью Как подготовить ребенка к исповеди ? Читайте также:

Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное.

«С этим дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию. Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Всегда найдется человек, который, по мнению родителей, будет плохо влиять на их чадо.

Трудности детской исповеди

По традиции Православной Церкви, дети участвуют в Таинстве исповеди с семи лет. В этом возрасте - переход из детства в отрочество - ребенок достигает первой ступени духовной зрелости, утверждается в нравственных критериях своего поведения и, в отличие от младенца, уже имеет внутренние силы бороться с разными «нельзя».
Но у ребенка мышление преимущественно наглядно-образное, и его представление о Боге также формируется из образа поведения его родителей. В воцерковленной семье дети к семи годам уже знают основные молитвы («Отче наш…», «Достойно есть...»), знакомы с поведением в храме и имеют начальное представление о грехе.
Как правильно подготовить ребенка к первой исповеди? Об этом беседа со священником храма в честь святого Серафима Саровского г.Белоозёрска, бакалавром богословия иереем Игорем ВАСЬКО (на фото).

Нужна ли исповедь для детей?
- Исповедь детям, конечно, нужна. Грехи ведь есть не только у взрослых. Каждый из нас, если обращаться к богословию, наследует греховную природу нашего общего прародителя Адама, и она у нас появляется не в тот момент, когда мы получаем паспорт… И это не просто теория. Наш личный опыт говорит, что, дети, к сожалению, могут быть более жестокими, чем взрослые. Я знаю замечательных людей, которые в детстве смеялись или издевались над слабыми сверстниками, даже над детьми-инвалидами. То есть они делали в детстве то, что никогда не сделали бы, став взрослыми. О детской жестокости писал Ф.М. Достоевский. Вспомните его роман «Братья Карамазовы». По словам классика, когда дети по одному, они – ангелы, а вместе – бесы. Глубокие наблюдения есть в «Исповеди» блаженного Августина, когда он пишет о своем младенчестве: какую ревность и неприязнь вызывал в нем его «молочный брат», которого вскармливала та же кормилица. Таким образом, многие страсти и грехи зарождаются в человеке еще в детстве и вырастают вместе с ним. Простые примеры: курение, игромания.

Что дает исповедь ребенку и какова роль взрослых в подготовке к ней?
- Самое главное в Таинстве исповеди – благодатная ее сторона, действие благодати Божией, очищающей душу ребенка от греха. Поэтому очень важно, чтобы ребенок действительно каялся, осознавал свой грех, переживал за него и, чувствуя его безобразие, испытывал к нему отвращение. И помочь в этом ребенку могут и обязаны взрослые - это и есть педагогическая сторона детской исповеди. Конечно, можно за три минуты написать с ребенком записочку с его основными грехами или заставить запомнить их, а потом пересказать священнику. Только толку в такой исповеди будет немного.
Другое дело, когда родители объяснят ребенку, почему тот или иной проступок является грехом (злом), в чем уродство этого греха и почему Бог запрещает это делать. В этом случае у ребенка будет ясное представление, что такое грех. Пусть даже он не очень сильно в нем будет раскаиваться, но семя будет посеяно, и оно может потом взойти.

Как побороть стыд и можно ли предотвратить какой-то греховный поступок?
- Когда ребенок идет на исповедь, ему, конечно, стыдно говорить о некоторых своих поступках, но это тоже помогает научиться ненавидеть грех. Большое значение в деле профилактики греха имеет беседа со священником после исповеди. Можно, конечно, говорить, что знание или незнание о грехе не влияет на поведение человека. Но я, как священник, на своем опыте знаю, что это далеко не всегда так. Многие взрослые люди, которые мне исповедовались, говорили: если бы им объяснили, что тот или иной поступок является грехом, они бы его никогда не сделали. И у меня нет оснований сомневаться в их искренности. Поэтому пусть ребенок знает, что такое грех, и, самое главное, умеет искренне каяться.

Первая исповедь: как подготовить к ней ребенка?
- Вопрос этот сложный и очень важный, потому что от первой исповеди зависит во многом, как сложится жизнь ребенка в Церкви. Наверное, сказать об этом можно очень много, но попробуем указать на некоторые особенно важные моменты.
Конечно, нужна определенная подготовка. Нельзя просто утром поднять ребенка, завести его в храм и сказать: «Сейчас батюшка тебя спросит, а ты ему ответишь, что сделал плохого». По опыту знаю, что бывают такие случаи. Это сложно назвать полноценной исповедью, особенно, если у священника не будет желания или времени возиться с таким ребенком. Как я уже говорил, родители или бабушка должны хотя бы постараться объяснить ребенку, что такое исповедь, зачем она нужна, что такое грех и какие грехи могут быть именно у него. Пусть даже у них не получится все хорошо объяснить, но не может же быть, чтобы ребенок совсем ничего не понял. А то ведь бывают случаи, когда дети приходят на исповедь и на вопрос священника «Какие у тебя грехи?» отвечают вопросом: «А что это такое?».
Родители очень многого ждут от священника, зачастую на него перекладывая то, что должны делать сами. Оформляя детей в Воскресную школу, родители говорят и такие слова: «Может, вы хоть что-нибудь с ним сделаете». Похожее отношение бывает и к исповеди. Конечно, священник на первой исповеди ребенка тоже не должен ограничиваться простым выслушиванием перечня грехов и прочтением разрешительной молитвы. Это в теории. Но на практике бывает по-разному. Поэтому, во-первых, для первой исповеди надо выбирать удобное время. Например, большие посты – время не самое удачное. Когда у священника стоит очередь в сто пятьдесят, а то и больше, человек, то, каким бы он ни был хорошим и ответственным, вряд ли он вообще будет с кем-нибудь беседовать. Тем более, если мы приведем ребенка не на Всенощное бдение (вечернюю службу накануне), а на Литургию, да еще к ее окончанию. О какой беседе будет тогда идти речь? Более того, такого ребенка вместе с родителями надо отправить домой подготовиться как следует.

Что же делать, если семь лет ребенку исполнилось, например, в начале Великого поста? Не ждать же его окончания?
- В этом случае, если семья живет в большом городе, лучше выбрать храм, где служит много священников, и прийти, например, не на воскресную или праздничную службу, а среди недели, когда людей бывает меньше. И привести ребенка не утром на Литургию, а обязательно накануне вечером – тогда священник не будет жестко ограничен во времени, так как исповедь вечером, как правило, идет, пока не исповедуется последний человек. Если храм небольшой и священников мало или он один, то лучше тоже прийти в будний день вечером, когда совершается служба.
Второй важный момент. Священники бывают разные. И не в том смысле, что одни хорошие, а другие плохие. Просто таланты у людей разные. Поэтому не каждый священник умеет беседовать или общаться с детьми. А у кого-то, наоборот, это получается, и он это любит. Конечно, если семья живет в деревне или небольшом городе с одним храмом, выбора у нее нет. Но в большом городе и храмов много, и священников тоже. Поэтому стоит постараться узнать о таких батюшках, которые имеют дар общения с детьми, и не полениться на первую исповедь свозить ребенка именно к такому священнику.
И, в-третьих, конечно, нужно предупредить батюшку о том, что ребенок будет исповедоваться первый раз, и не постесняться попросить уделить ему некоторое внимание.

Нужен ли детям пост перед исповедью?
- Пост нужен. Конечно, не такой строгий, как для взрослых, но телесно ребенок должен готовиться к исповеди. Привычку к воздержанию и самоограничению нужно прививать с детства. Это никогда не помешает человеку, а только поможет. А что касается исповеди, то пост поможет ребенку серьезно отнестись к этому Таинству, особенно, если он первый раз исповедуется. Не будем также забывать, что после исповеди мы, как правило, приступаем к Таинству Причастия. Можно, кстати, напомнить детям, что первый грех Адама и Евы был грехом против заповеди поста.
Не нужно забывать также, что пост должен быть не только телесным, душа тоже должна поститься. Несколько дней воздержания от компьютера и телевизора не помешает. Но с другой стороны, ребенка не нужно приучать к тому, что в Церкви только одни запреты. Поэтому уделите ему больше времени в период подготовки к исповеди, почитайте вместе с ним духовную литературу для детей, посмотрите вместе какой-нибудь хороший мультфильм с христианским содержанием, поговорите с ним, сделайте вместе что-нибудь хорошее. По большому счету пост – это ведь не воздержание от всякой активности. Во время поста мы стараемся нашу жизнь наполнить не пустотой и ерундой, а действительно добрым и полезным. И здесь нет различий между взрослым и детским постом.

Беседовала Ольга РОЛИЧ,
г. Брест.

Публикации: "ЦС"/Минск/ - 5.04.2013 г., "Заря"/Брест/ - 11.04.2013 г.

Рецензии

Батюшка все правильно говорит, но по моим наблюдениям все благие теории рушатся на практике (у каждого по своему)
Пока дитя не встретит Бога лицом к лицу (в одиночку), будут лишь более - менее добросовестные имитации своих взрослых.
И тут хоть тресни вдребезги. Один встречает Бога в два, другой в семь, третий в семьдесят (хоть с семи исповедуется).

Вопрос о подготовке детей к причастию освещается во многих книгах и на многих православных сайтах. Однако ему уделяется внимание лишь в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Ввиду большого отличия физиологического и психологического устроения взрослого человека и ребенка, автор статьи предлагает найти особый подход к рассматриваемому вопросу, который бы учитывал возрастные особенности детей и исходя из этого позволял принимать решения относительно выбора условий подготовки к Таинству Причастия.

Мы расскажем о подготовке к Таинству для детей:

  • До года
  • От года до трех лет
  • От трех лет до семи.

О проблемах и вопросах

Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша. Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие”. То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.

Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей. И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.

В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка. Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает. И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.

Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.

Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность семьи, а также собственные семейные традиции.

Маленькие детки – маленькие бедки

Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка, – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками. Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать. Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.

Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия. Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется. В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.

т года до трех лет

С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».

Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное. Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».

Разговор с ребенком является предметно-наглядным, понятным, доступным и ситуативным. Это важно и можно использовать и при подготовке ребенка к причастию. По моему – может быть, ошибочному – мнению, в этом возрасте подготовка ребенка к причастию заключается в том, что мама или папа вместе с ребенком собираются и идут в храм, причем ситуация проигрывается именно на речевом уровне: «Сейчас мы встанем, умоемся, и пойдем в храм» и так далее. Каждое действие по возможности комментируется простыми предложениями, ласково, ненавязчиво и, что самое главное, без всякой ложной умильности в голосе. Не надо играть в благочестие. Если уж нет сил «щебетать» с утра, лучше совсем помолчать, чем взять фальшивую ноту. Сам поход в храм, причастие ребенка – также по возможности проговаривается.

Кроме того, ребенок в этом возрасте уже, хотя бы в фоновом режиме, «слышит», что делают родители. Поэтому можно читать правило ко Причастию в комнате, где играет или засыпает ребенок. И вы рядом, и слова молитв не покажутся ему когда-нибудь позже чем-то совершенно дикими.

Также нужно отметить и то, что частое причащение имеет не только духовную пользу и смысл, но и психологически «закрепляет» в памяти эту ситуацию: «Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей».

Однако частое причастие не должно стать самоцелью, и, конечно, всегда надо решать вопрос о том, сколько, когда и как причащать собственного ребенка, исходя не из информации, предлагаемой в книжках и интернет статьях, а из его самочувствия, его психотипа, его способности переносить нагрузки, его настроения, в конце концов. Нет ничего мучительнее, чем смотреть, как мама с папой скручивают вырывающееся чадо за руки – за ноги, а священник пытается попасть лжицей в рот извивающемуся младенцу. Все это похоже на какую-то неравную борьбу, где ребенок заранее обречен на роль проигравшего.

Причастие ребенка от трех до семи лет

Об этом благодатном возрасте познания мира писали многие психологи и родители. Это время, когда ребенку все интересно,
когда он ищет новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений, когда он может не только слушать, но и ему есть, что сказать. Иными словами, ребенок начинает осмысливать происходящее, связывать разрозненные кусочки своего опыта в единую мозаику, он начинает складывать свою картину мира. И задача родителей – помочь гармонично и красиво эту картину мира «нарисовать».

Во-первых, в этом возрасте можно уже разговаривать, читать и обсуждать. Конечно, читали и разговаривали мы и раньше, но теперь наш разговор переходит на новый уровень, да и книжки можно читать посерьезнее колобка и мойдодыра. Причем читать нужно хорошие книжки – обратите внимание: не православные, а хорошие. К сожалению, это не одно и то же. В последнее время разве что детская серия «Настя и Никита» от «Фомы» может назваться хорошей православной литературой, а если быть точным, хорошей современной детской литературой, лежащей в силовом поле православного бытия.

Почему я так настаиваю на чтении книг родителями детям? Потому что эта, казалось бы, незамысловатая семейная традиция имеет массу положительных сторон. Это и возможность побыть вместе с ребенком, посидеть бок о бок, уделив время только друг другу, это особая атмосфера душевного тепла, единой семьи, покоя и любви. Это и разговор после книжки – кто и как поступил, почему так, а не иначе. И здесь вы не только прививаете ребенку навыки пересказа, развиваете его речь, но и расставляете нужные нравственные акценты, формируете иерархию ценностей. Это та литературно-нравственная и эмоционально-мотивационная база, на которой будут строиться его знания о Церкви – именно так, а не наоборот.

Кроме чтения, как ни странно, важным, вернее, даже главным элементом подготовки ребенка к причастию является… его воспитание – обсуждение его поступков, создание нравственного компаса, усвоение понятий плохо/хорошо. Причем это должны быть нравственные понятия именно в общечеловеческой системе ценностей, а не так, что мы, православные, хорошие, а остальные, язычники, грешники, и общаться с ними нельзя, потому что они, как тот бычок из переделанного на православно-шутливый манер стихотворения, попадут в ад:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу,

И если не покается,