Древние названия дней недели и месяцев у русов. Древние название дней недели и месяцев у русов Древние названия дней недели и месяцев урусов

В славянском календаре 9 месяцев, 40 дней в каждом, а в неделе 9 дней. Остановимся сегодня только на днях недели. Итак, дни недели у славян.

Исследователей славянской культуры ныне все больше и больше. На самом деле по числу дней в неделе у славян мнения разные. Кто-то говорит, что дней было все-таки семь. А то пять, мол суббота и воскресенье появились после Крещения Руси. Но тех, кто доказывает, что их было девять, большинство. Поэтому рассмотрим именно 9-ти дневную неделю у славян.

Дни недели у славян носили незатейливые названия, связанные с их порядковым номером. Исключение составлял последний, девятый день. Славяне называли его «неделя», в смысле ничего не делать, выходной. Тут видим, что не смотря на смену веков и приход религии ничего не изменилось, воскресенье — нечего не делаем (или пытаемся во всяком случае). Хотя у нас последний день является седьмым. Ё маё — два дня украли!

Такие простые правила имеют чисто языческие корни. И просто, и очень точно подмечено в тоже время.

Дни недели у славян

№ п/п Дни недели Примечание Бог покровитель Этимология
1. Понедельник (или Трудень) Начало, день труда Земля Хорса (Меркурий) ПОсле Недели
2. Вторник День труда Земля Орея (Марс) ВТОРой
3. Третейник Отдых, пост Земля Перуна (Юпитер) ТРЕТий
4. Четверг День труда Земля Варуны (Уран) ЧЕТВЕРтый
5. Пятница День труда Земля Индры (Хирон) ПЯТый
6. Шестица День труда Земля Стрибога (Сатурн) ШЕСТой
7. Седьмица Отдых, пост Земля Деи (пояс астероидов, за орбитой Марса) СЕДЬмой
8. Осьмица (Ось мира) День труда Земля Зари-Мерцаны (Венера) ОСЬ МИра
9. Неделя Отдых, день гостей, посиделок, песен Ярило-Солнце НЕт ДЕЛ

Кто-то даже пытается в доказательство данной версии о 9-ти днях вспомнить сказку Ершова «конек-горбунок»:

Ну, Гаврило, в ту седьмицу
Отведем-ка их в столицу;
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим.

К сожалению тут нет ничего про Осьмицу, что дает оппонентам версии говорит про отсутствие доказательств. Лично меня также очень сильно заинтересовала именно Осьмица. Начал искать описания.

Не смотря на то, что изначально отталкивались от девяти дней, обнаружил, что описания значений различных дней недели у славян дано на шесть-семь дней.

Осьмица нигде не описывается!

Ряд серьезных славянских сайтов, к которым лично я отношусь с уважением, дают информацию о 9-ти дневной недели в славянском календаре. Но вот эта осьмица ввергла меня в сомнения! Есть раскрытие сведений по всем дням, кроме осьмицы. Везде описано какого Бога особенно почитали в этот день, почему. Но осьмица — исключение, ничего нет фактически.

Достаточно ли этих наблюдений для того, чтобы утверждать, что не было у славян девяти дневной недели? Нет, не достаточно! В нашей истории многое давно и надежно уничтожено и стерто из памяти поколений. Может так получилось, что осьмице досталось особенно. Её удалили очень качественно. Не знаю.

До внедрения европейских календарей, на Руси использовали свою систему летоисчисления. Лето или год состояло из 9 календарных месяцев, состоящих из, в среднем по 40 дней (нечётные месяцы или полные имели по 41 дню, а чётные или неполные по 40 дней), а каждая неделя насчитывала не по 7 дней как сейчас, а по 9 и назывались они так: Понедельникъ , Вторникъ , Третейникъ , Четверикъ , Пятница , Шестица , Седьмица , Осьмица и Неделя .

Как ни странно, но всем нам все дни, кроме разве что, Третейника и Седмицы прекрасно знакомы и мы до сих пор их употребляем, называя этими словами дни недели.

Что же означают эти названия?

Снова все просто и ничего мутного как пишут другие:

Понедельникъ - после Недели (день после недели),

Вторникъ - второй день,

Третейникъ - третий день,

Четверикъ - четвертый день,

Пятница - пятый день,

Шестица - шестой день,

Седьмица - седьмой день,

Осьмица - восьмой день (в польском языке 8 - осемь, а у нас восемь),

Неделя - не делать (день, когда ничего не делают).

Церковники, завоевав Русь, переделали календарь и выбросили два дня из недели. Третий день стал СРЕДНИМ - СРЕДА, а НЕДЕЛЯ стала ВОСКРЕСЕНЬЕМ - ни к седьмому дню - СЕДМИЦА, ни к НЕДЕЛЕ оно никакого отношения не имеет, а шестой день ШЕСТИЦА был заменен еврейским словом ШАББАТ - СУББОТА, что у них означает последний день недели или седьмой день творения!

Цитируя Библию, находим следующий смысл слова СУББОТА - Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал » (Бытие 2:2-3).

Для евреев суббота действительно святой день. В этот день они не трудятся и им запрещено прикасаться к деньгам. В субботу они отдыхают.

Мы же отдыхаем в НЕДЕЛЮ - день, когда ничего не делают (в украинском языке осталось это слово до сих пор, арусскому языку навязали слово ВОСКРЕСЕНИЕ, которое имеет явный церковный характер).

Забавный вспомнился факт, к примеру, в Англии неделя начинается с воскресенья и заканчивается седьмым днём недели, то есть субботой! Очевидно, влияние евреев на Англию проявилось не только в господстве капитала, но и в тесном влиянии на культурные традиции.

Месяцев в году Славяно-Арии насчитывали всего 9 и назывались они так:

1. Рамхатъ - месяц божественного Начала.

2. Айлетъ - месяц Новых Даров.

3. Бейлетъ - месяц Белого Сияния и Покоя Мира.

4. Гэйлетъ - месяц Вьюг и Стужи.

5. Дайлетъ - месяц Пробуждения Природы.

6. Элетъ - месяц Посева и Наречения.

7. Вэйлетъ - месяц Ветров.

8. Хейлетъ - месяц Получения Даров Природы.

9. Тайлетъ - месяц Завершения.

Но крестители Руси нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия:

Березень - время сжигания срубленных зимой деревьев, в основном березы, на уголь. Назывался также «Сухий», по времени просыхания срубленного леса или просыхания земли.

Цветень - месяц цветения.

Травень - месяц роста трав.

Червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июне, отличаются особенною красноватостью (червленый, червлёный, красный). В южных местностях время покраснения вишни.

Липень - месяц цветения липы.

Серпень - от слова «серп». Время жатвы.

Вересень - по другому назывался Велесень - м есяц бога Велеса.

Листопад - время пожелтения и начала опадания листвы.

Грудень - от слова "груда" — мерзлая колея на дороге.

Студень - студёный (стужа). Говорит само за себя.

Сечень - от слова "сечь" - рубить лес. Обычно рубка леса для подготовки новых посевных площадей и его заготовки для строительства производилась зимой. Месяц назывался также "Просинец", по появлению синего неба после долгой облачности.

Лютый - м есяц метелей и морозов.

Новости Партнеров


До внедрения европейских календарей, на Руси использовали свою систему летоисчисления. Лето или год состояло из 9 календарных месяцев, состоящих из, в среднем по 40 дней (нечётные месяцы или полные имели по 41 дню, а чётные или неполные по 40 дней), а каждая неделя насчитывала не по 7 дней как сейчас, а по 9 и назывались они так: Понедельникъ, Вторникъ, Третейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица и Неделя.Как ни странно, но всем нам все дни, кроме разве что, Третейника и Седмицы прекрасно знакомы и мы до сих пор их употребляем, называя этими словами дни недели.

Что же означают эти названия?

Снова все просто и ничего мутного как пишут другие:

Понедельникъ - после Недели (день после недели),
Вторникъ - второй день,
Третейникъ - третий день,
Четверикъ - четвертый день,
Пятница - пятый день,
Шестица - шестой день,
Седьмица - седьмой день,
Осьмица - восьмой день (в польском языке 8 - осемь, а у нас восемь),
Неделя - не делать (день, когда ничего не делают).

Церковники, завоевав Русь, переделали календарь и выбросили два дня из недели. Третий день стал СРЕДНИМ - СРЕДА, а НЕДЕЛЯ стала ВОСКРЕСЕНЬЕМ - ни к седьмому дню - СЕДМИЦА, ни к НЕДЕЛЕ оно никакого отношения не имеет, а шестой день ШЕСТИЦА был заменен еврейским словом ШАББАТ - СУББОТА, что у них означает последний день недели или седьмой день творения!

Цитируя Библию, находим следующий смысл слова СУББОТА - Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:2-3).
Для евреев суббота действительно святой день. В этот день они не трудятся и им запрещено прикасаться к деньгам. В субботу они отдыхают.

Мы же отдыхаем в НЕДЕЛЮ - день, когда ничего не делают (в украинском языке осталось это слово до сих пор, а русскому языку навязали слово ВОСКРЕСЕНИЕ, которое имеет явный церковный характер).

Но крестители Руси нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия:
Березень - время сжигания срубленных зимой деревьев, в основном березы, на уголь. Назывался также «Сухий», по времени просыхания срубленного леса или просыхания земли.

Цветень - месяц цветения.
Травень - месяц роста трав.
Червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июне, отличаются особенною красноватостью (червленый, червлёный, красный). В южных местностях время покраснения вишни.
Липень - месяц цветения липы.
Серпень - от слова «серп». Время жатвы.
Вересень - по другому назывался Велесень - месяц бога Велеса.
Листопад - время пожелтения и начала опадания листвы.
Грудень - от слова "груда" — мерзлая колея на дороге.
Студень - студёный (стужа). Говорит само за себя.
Сечень - от слова "сечь" - рубить лес. Обычно рубка леса для подготовки новых посевных площадей и его заготовки для строительства производилась зимой. Месяц назывался также "Просинец", по появлению синего неба после долгой облачности.
Лютый - месяц метелей и морозов.

Происхождение дней недели. Восстанавливаем утраченные знания.Сегодня утром в голове крутилось одно чудное слово - ПОНЕДЕЛЬНИК. Пытался понять, что же оно означает и почему мне в голове нет покоя, но миг и слово разложилось само собой, с чем с вами и делюсь. И кроме этого, всеми ТОЛКОВЫМИ, а не бредовыми происхождениями названий дней недели! В интернете сложно найти правдивые толкования, все перевернуто с ног на голову - церковники постарались, а истина как и всегда - перед глазами!!!

Итак, мало кто знает, а почти никто, если не читали Славяно-Арийские ВЕДЫ, что раньше у наших предков было 9 месяцев в году и 9 дней в неделе. А назывались они так:

Понедельникъ, Вторникъ, Третейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица и Неделя.

Как ни странно, но всем нам все дни кроме Третейника и Седмицы прекрасно знакомы и мы до сих пор их употребляем, называя этими словами дни недели.

Что же означают эти названия?

Снова все просто и ничего мутного как пишут другие:

Понедельникъ - после Недели (день после недели),
Вторникъ - второй день,
Третейникъ - третий день,
Четверикъ - четвертый день,
Пятница - пятый день,
Шестица - шестой день,
Седьмица - седьмой день,
Осьмица - восьмой день (в польском яз. 8 - осемь, у нас восемь),
Неделя - не делать (день когда ничего не делают).

Церковники, завоевав Русь, переделали календарь и выбросили пару дней из недели. Третий день стал СРЕДНИМ - СРЕДА, а НЕДЕЛЯ стала ВОСКРЕСЕНЬЕМ - ни к седьмому дню - СЕДМИЦА, ни к НЕДЕЛЕ оно никакого отношения не имеет, а шестой день ШЕСТИЦА был заменен еврейским словом ШАББАТ - СУББОТА, что у них означает последний день недели или седьмой день творения!

Цитируя Библию, находим следующий смысл слова СУББОТА - Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек:

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал
(Быт.2:2-3)

Для евреев суббота действительно святой день. В этот день они не трудятся и им запрещено прикасаться к деньгам. В субботу они отдыхают.

Мы же отдыхаем в НЕДЕЛЮ (в укр. осталось это слово до сих пор, а в рус. прижилось слово ВОСКРЕСЕНИЕ, явно церковного характера).

Забавный вспомнился факт, к примеру, в Англии неделя начинается с воскресенья и заканчивается седьмым днем т.е. субботой! Очевидно, влияние евреев на Англию проявилось не только в господстве капитала, но и в тесном влиянии на культурные традиции.

Теперь каждому здравомыслящему человеку станет ясно откуда у нас такие названия дней недели. Кстати, им даже не десятки, а сотни тысяч лет!!!

Для начала стоит разобраться, почему неделя называется «неделей». Дело в том, что раньше, еще до принятия христианства, неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако позже воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим неделю.

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело - гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей» (по-болгарски, кстати, и сейчас «неделя» называется «седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели - от воскресенья до воскресенья).

Происхождение названий дней недели

Понедельник. Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова - понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс -ник-).

Вторник - от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте - не второй день недели, а второй после недели. Корень - втор, суффикс - ник.

Среда - это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.

Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев! Тот, что находится посередине, так и называется - средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами).

Интересно, что и в некоторых других языках день недели «среда» переводится буквально как «середина» (например, на немецком Mittwoch).

Некоторые исследователи утверждают, что среда - это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Четверг , как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» - остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Слово суббота пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath - «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат - так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» - родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто - распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

Воскресенье - это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано суффиксальным способом. Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.